Йога моего отца

Т.К.В. Десикачар

 

Оригинал статьи на английском в формате .pdf

 

 

Примечание переводчика:
Статья, переведенная ниже, написана в 1987 году, когда Кришнамачарье было уже 99 лет. Вся современная йога в Красноярске, аюрведа в Красноярске, Лондоне или Иерусалиме во многом определяется фигурой этого удивительного человека. Ни один курс для преподавателей йоги не обходится без цитирования его трудов, мыслей, ни один инструктор йоги не пройдет мимо находок, сделанных Мастером в отношении техник дыхания, видов асан или использования вспомогательных материалов. Аюрведический массаж, асаны, йога для тела и йога для сознания, йогатерапия различных заболеваний или суровая мощная практика — аштанга-виньяса йога, интерпретации древних текстов и мифотворчество, арифметика и йога Айенгара, важность практики йоги для женщин и тонкая анатомия тела, — все это смогло уместиться в одном невысоком брахмане из Мадраса. Самый удивительный йогин, до конца жизни ведущий простую семейную жизнь…
Алексей Константинов,
06.07.2011

 
 

Шри Кришнамачарья, старейший и возможно самый известный из всех великих йогинов все еще жив (статья написана в 1987г. — прим.пер.), живет в Мадрасе и в следующем году исполняет свой столетний юбилей.

Как источник своего учения, он цитирует Йога Рахасью, написанную немым святым Натхамуни, который жил на территории юга Индии в VII веке и сыграл значительную роль в том определении йоги, которое знакомо Западу сегодня.

Шри Кришнамачарья является гуру своего сына, Шри Десикачара, своего тестя, Б.К.С.Айенгара. Он также был учителем нескольких учеников с запада.

(вступительные слова от редакторов журнала, где была опубликована статья — прим.пер.)

 

Я чувствую себя несколько неловко по отношению к термину «йогин» и хотел бы сказать несколько слов об этом перед тем, как я начну говорить о Кришнамачарье. Это слово уже практически родное для английского языка, и часто, когда кто-то говорит «я -йогин», это звучит, как будто он сказал: «я -индуист». А единственное требование, для того чтобы стать йогином -просто добавить это слово перед своим именем.

И это только первая проблема. Вторая, кто я такой, чтобы решать является ли Кришнамачарья йогином или бхоги (сенсуалист). Нам следует помнить, что шахтеру не пристало оценивать является ли алмаз подлинным или нет, и что насчет меня, я всего лишь шахтер. Слово йогин в Бхагават-Гите имеет два значения. Перове значение относится к человеку, который готовится приступить к тому, что мы называем йога садхана (практика йоги (санскрит) — прим.пер.). У него все еще имеется множество проблем, но он утвердился в своем намерении решить их. Второе значение относится к человеку, который выше всякой заботы, который избегает любой деятельности, поскольку он всецело погружен в Йогу, и в этом значении слова йогин либо становится божественным, либо он един с богом.

И позже, Патанджали заходит намного дальше, говоря, что йогин этот тот, кто достиг высшего уровня вайрагьи (бесстрастия). Йогин Натхамуни родился на юге Индии, в области южнее Мадраса и считается автором двух замечательных работ Йога-Рахасья и Ньяя-Таттва. Йога-Рахасья, к сожалению, никогда не была опубликована, но есть достаточно доказательств, что именно Натхамуни ее автор.
Я был очень счастлив, когда мой отец объяснил мне четыре части Йога-Рахасьи, которые он знал наизусть. Много характерных элементов учения Кришнамачарьи имеет свои корни в этом тексте, например, использование дыхательных практик в асанах.

Мой отец рассказывал о своих семи с половиной годах пребывания у подножья Гималаев, у Кайласа, после того как он закончил обучение на севере Индии. Он говорил, что его учителя звали Рам Мохан Брахмачарья. Слово Брахмачарья было только частью его имени и не имело других оттенков (одно из значений термина — половое воздержание, ограничение, целибат — прим.пер.), поскольку он был женат и имел много детей. Великий йогин наставлял моего отца в использовании асан и пранаям для больных.
В конечном итоге, поскольку прадед моего отца был своего рода ачарьей (авторитетным учителем — прим.пер.) внутри системы, которую мы называем Шри Вайшнава Сампрадая (одно из главных течений внутри индуизма, наряду с шиваитами — прим.пер.) и которое объединяло преданных Нараяне (одно из имен Вишну — прим.пер), -тех, кто носит заметную вертикальную полоску на своем лбу, мой отец смог детально изучить различные интерпретации Веданты. Должен сказать вам, что хотя он окончил свое обучение больше 60 лет назад, он никогда не прекращал обучать тому, что узнал.

Поскольку, чтобы проверить пудинг его необходимо попробовать, нам, таким образом, нужно узнать обладает ли он определенными качествами йогина. Ему сейчас 99 лет, и он способен делать стойку на голове и может оставаться в этой асане длительное время, что достаточно удивительно. Он подолгу делает махамудру или сидит в падмасане, практикуя пранаяму. Ему удается быть в хорошей форме даже в его возрасте с помощью практики асан. Есть три возможных направления практики Йоги. Первое, то, что называется Шакти Крама, требует одновременно ментального и физического усилия и стойкости. Я помню, как я был в средней школе и проводил с ним два-три месяца в штате Хидерабад, в маленьком городке, где воду выдавали по карточкам. Я все еще помню этого старого человека с большим контейнером с водой на голове и с ведром воды в каждой руке, несущего эту ношу каждый день от колодца, находящегося в 5 километрах.

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ.

А сейчас давайте посмотрим на один из необычных дней, во время которых мой отец должен выполнить определенные ритуалы. Это имеющее множество деталей ритуальное действие, которым многие индийцы отмечают годовщину смерти своих родителей. Мы называем его Шраддха. Мужчине не следует принимать пищи вечером накануне, а затем, утром он проводит пуджу (ритуал богопоклонения и жертвоприношения в индуизме — прим.пер.), как обычно. После этого он должен практиковать ведическое песнопение в течении 3-4 часов безостановочно, в зависимости от касты.

Затем приходит священник, которому должно быть сделано все, что требует ритуал, поэтому мой отец остается неподвижен в положении сидя в течении 3 часов, не упуская ни одной фазы церемонии. В конце брахман (священник в индуизме — прим.пер.) приступает к трапезе и мой отец продолжает пение ведических гимнов, останавливаясь только когда священник заканчивает прием пищи, поскольку брахман символизирует родителей. Трудно поверить, что в возрасте 99 лет этот старый человек обладает внутренней

 

силой оставаться без пищи и все же сохранять тон своего голоса таким же чистым, сохраняет дружелюбие и тепло по отношению к священнику и выполняет все ритуалы.

А теперь давайте посмотрим на то, как учит мой отец.
Он сидит на протяжении урока, не меняя своего положения, и это может продолжаться от 60 до 90 минут. Его спина прямая, а память его настолько хороша, что я, будучи моложе его, чувствую себя немного неловко. То, как он вспоминает тот или иной отрывок из Рамаяны замечательно, и абсолютно удивительно для человека его возраста обладать такой силой памяти. Если бы вы спросили меня какова 13 сутра из третьей главы Йога-Сутр Патанджали, мне бы нужно было время, чтобы подумать, даже несмотря на то, что я часто учу этим строкам.
Религиозный образ жизни Кришнамачарьи еще один интересный момент. В каждом своем действии он твердо уверен, что именно Бог является тем, кто велит ему действовать, а плоды действий принадлежат Богу. Это главная особенность для Шри Вайшнава Сампрадаи — все идет от бога и все возвращается к богу. К примеру, если приходит священник, отец должен быть уверен, что он сделал все возможное и дал ему больше, чем кто-либо еще, потому что он считает, что они не просто священники, но прямое воплощение бога, и каждый таким образом должен пытаться делать его счастливым. И это не просто слова — он старательно выполняет свои ежедневные ритуалы, готовя себе очищающую воду с шафраном, камфорой и т.д. и заботясь об этом намного больше, чем я когда либо видел в храмах. Именно таким образом, своим собственным примером, он отдает должное Шакти Краме и Адхъятмика Краме.

АДАПТАЦИЯ.

Теперь мне хотелось бы перейти к вкладу моего отца в Йогу.

С 1934 года он говорил, что йога должна быть адаптирована к человеку, а не человек подстраиваться под йогу. Адаптация основана на различиях в культуре, возрасте, гендере, состоянии здоровья, интересах, профессии и т.д. Ели кто-либо чувствует, что неспособен приспособиться к определенной ситуации, ему не следует идти наперекор своей природе. Мой отец сказал мне как-то, что одна из причин, по которой он остался в Индии, являлось то, что он был бы неспособен понять другие культуры. Другая причина конечно, это то, что брахман из Индии не должен пересекать океан.
Кришнамачарья постоянно делал акцент на важности индивидуального обучения. Поскольку нет двух одинаковых людей, мы должны уважать все личные предпочтения и особенности.

 
Он развил очень важные принципы для практики асан. Он до сих пор создает новые асаны так, что мне не удается быть в курсе всех его новых открытий. Однажды он спросил меня пробовал ли я Кагасану. Я никога не слышал о такой асане раньше. Более того, он к тому же изменяет существующие позы.

Именно он научил меня как менять позы, как сгибать ноги, делать поворот головой, и другим простым и сложным вариациям асан. Что вполне может оказаться довольно важным в практике. Очень важно менять каждую позу в соответствии с индивидуальными требованиями. Именно он ввел использование вспомогательных материалов, так чтобы человек мог получить пользу от асаны, которую не в состоянии практиковать без этих средств. Это включает, например, использование стула, чтобы выполнять на нем асаны, свернутых одеял, других пропсов.

Он открыл пределы использования дыхательных практик в позах, что даже более важно. Он исследовал и делал акцент на том, что дыхание является основной частью в практике асаны. Изменяя способ и длину дыхания, используя комбинации поз различных дыхательных ритмов, он доказал, что возможно изменять позы, чтобы сделать их более подходящими индивидуальным особенностям. Для него дыхание что-то вроде колеса в автомобиле.

СВЯЗЫВАЯ АСАНЫ.

Кришнамачарья осознал, что мы должны не рассматривать асану одну, но только в группе или комбинации других асан.
Это означает, что мы не будем практиковать стойку на голове в понедельник, стойку на плечах во вторник и т.д., но то, что мы свяжем асаны вместе, как слова в предложении. Он также передал нам идею пратикрияасаны — компенсации или контр-позы. Поскольку каждое действие производит противодействие, нам необходимо найти компенсации этим реакциям. И наконец, именно он создал понятие виньясы — фактически с начала появления его учения, в 1932 году, он дал список поз, которые либо ведут, либо выводят из каких-либо других поз. Это идея соединения различных асан вместе внутри большей структуры, так чтобы каждая поза вела к следующей (речь идет о традиции аштанга-виньяса йоги — прим.пер.). И сама эта структура очень важна, особенно для детей, которые находят ее весьма увлекательной. Он доверяет этой системе, хотя ее часто с трудом могут практиковать взрослые или больные люди. Однако идея виньясы остается применимой и точной -начать с того, где мы сейчас — достичь определенной точки и вернуться к тому, где нам следует быть.

Он также выдвинул идею того, что асана есть свадхьяя (в узком смысле, изучение священных текстов, здесь самоизучение, самоанализ — прим.пер), и это позволяет нам узнать нечто о нас самих с помощью асаны. Кришнамачарья твердо верит, что началом пранаямы является асана, если мы используем определенные дыхательные техники. Асана и только она, наряду с адекватными дыхательными техниками ведет нас к пранаяме. В самой пранаяме он вводит в практику различные подтипы, такие как вайкхари, различные вритти, кармы. Я бы сказал, что самый значительный вклад Кришнамачарьи в практику пранаямы — это использование Бахья Кумбхаки (задержки дыхания на вдохе — прим.пер.), а также подчеркивание важности речаки или выдоха.

В связи с его собственным пониманием Аюрведы, он относился к пранаяме как к практике брамхана или как лангхана. Использование бандх (внутренних энергетических «запираний» или «замков» для управление энергией через сокращение различных мышц — прим.пер.) один из самых сложных аспектов в практике Йоги. Кришнамачарья мог корректно соединить различные представления о бандхах, раскиданные по множеству йогических текстов, и он смог описать какие бандхи могут быть использованы в определенных частях пранаямы. Я должен добавить, что никто как он не имел четкого понимания мула-бандхи (управление телом, сознанием и энергией через особые сокращения мышц тазового дна — прим.пер.).

ВДОХНОВЕНИЕ.

Он добавил идею Бхаваны к практике пранаямы достаточно давно. Очень давно он говорил, что вдох, выдох и удержание дыхания относятся к высшей силе, к господу Нараяне (проявление Вишну — прим.пер.). Вдыхание это получение вдох-новения от самого Бога; задержка, таким образом, своего рода медитация, поскольку ты рядом с Ним; выдох это движение по направлению к Богу, а задержка после — это что-то вроде отдачи себя Господу. Он сделал использование Махамудры («великая печать» (санксрит), асана сидя с наклоном к одной из ног с использованием бандх, используется в пранаяме в эзотерических целях — прим.пер.) простым и практичным. Хотя, сегодня это довольно популярная поза, когда вы смотрите в источники, вы совсем не можете найти внятного объяснения. Отец включил в нее аспект асаны, дыхания и мудры, считая что при ежедневной практике Махамудра дает защиту от болезней.

Шри Кришнамачарья, 1938г.

Практика Йоги относится к нади — пульсу, и поэтому он продолжает считать, что сердцебиение показывает правильность выполнения практики. Он предлагает возможность измерения нашего существования в соответствии с частотой сердечных сокращений. Если мы хотим жить долго и качественно, нам нужно приложить усилия к понижению показателей уровня пульса. Это конечно весьма отличается от мнения последователей видов тренинга с аэробными нагрузками (аэробика, фитнес), которые считают что занимающийся должен довести частоту пульса до 130/140 ударов в минуту. То как он использует учение Йога-сутр на практике является еще одним из его достижений. Я вспоминаю одно из первых собраний в Зинале, в Швейцарии, когда я ипользовал это слово, Йога-Сутры, я осознавал, что участники считают, что я обсуждаю какой-то аспект греческой цивилизации или что-то вроде того. Я сам мог бы считать эту книгу бесполезной, как и многие в Индии, если бы не изучал ее с ним. Он мог связать каждую сутру с практикой.

ОБНОВЛЕННЫЕ ИДЕИ.

Давайте сейчас изучим его идеи по конкретным вопросам. Он считает, что единственный текст, который отчетливо и понятно представляет йогу это Йога-сутры Патанджали. Он добавляет, что Раджа йога состоит из простых слов в пределах садханы (здесь, ежедневная практика йоги — прим.пер.); но разве на днях, я не читал, что философия интересна сама по себе, а не из-за результатов, к которым она может привести? С другой стороны, если присутствует садхана, Раджа йога становится идентичной Бхакти йоге. Если же говорить о яме и нияме (моральные законы, принятые в йоге, такие как честность, чистота, самоанализ, и др…), он считает ,что за исключением двух из них, сегодня они больше не имеют своей ценности. Первая называется сатья нияма (честность, говорение правды — прим.пер) — знание того, что сказать, что не следует говорить, кому, как донести текст-смысл-идею и как не следует этого делать. Это и есть сатья нияма — правильное использование слов. Другая нияма, которую следует уважать, это ахара нияма — что есть, в каком количестве, в зависимости от возраста, рода занятости и т.д. Древние верили, что маленький мальчик может съесть столько, сколько хочет. Но санньясин (отшельник-монах, занимающийся духовными практиками) должен есть только 8 горстей риса в день и ни горстью больше.

Отношение моего отца к шаткрие (практикам очищения тела в йоге — прим.пер.) и мудрам (буквально «печать» (санксрит) — особых положений пальцев, частей тела для работы с энергетическими каналами — прим.пер.) довольно понятно. Он считает, что когда кто-либо практикует асану правильно, наряду с определенным дыханием и ограничениями в еде, нет необходимости в этих криях (практиках — прим.пер.). Более того, использование крий, когда вы не знаете индивидуальной доши (особенностей индивидуальной психотелесной конституции — прим.пер.) может принести больше вреда, чем пользы. Доша, вкратце, означает конституцию — кто-то может быть толстым или легко заболевать простудными заболеваниями, у нас могут быть проблемы с повышенной кислотностью или мы можем часто нервничать. В каждом человеке присутствует ведущая доша, и крия должна рассматриваться в соответствии с различными конституциями. Кроме того, он добавляет следующее – веданта (одна из 6 основных философских систем в Индии, наряду с Йогой, Санкхьей и др. — прим.пер) иногда обвиняет Йогу, то там, то здесь, в связи с пропагандой мудр, типа кхечари, ваджроли или амароли (различные практики по работе с энергиями, в том числе сексуального характера — прим.пер.).

У Кришнамачарьи также есть определенные идеи по поводу Кундалини. Это энергия-прана, мы называем эту силу Шакти или Кундалини, но фактически это прана. Пранаяма, с помощью усиления выдоха и использования бандх с поддержкой особых пропеваний-мантр является единственным надежным методом. Эволюция Кудалини, с другой стороны, зависит во многом от состояния ума практикующего и от его вайрагьи (отрешенности, бесстрастности).

КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ.

У Кришнамачарьи есть особое понимание дхъяны (йогической концентрации, один из последних уровней медитативной работы с вниманием — прим.пер.). Поскольку дхъяна одна из характеристик состояний ума, и поскольку сознание ограничено в своей форме и не может ухватить то, что за пределами форм, деша, или объект медитации, должен быть сагуной (каким-либо предметом -прим.пер.), а не ниргуной (бесформенной сущностью -прим.пер.). Обычному человеу нужны определенные формы, определенные визуализации для практики дхъяны и, таким образом, любая дхъяна ,которая ниргуна, бесформенна, является только викальпой (воображаемым предметом, существующим только в нашем сознании — прим.пер.).

Мой отец подчеркивает необходимость для каждого человека испытать семейную жизнь. Только через глубокое понимание семейной жизни можно подняться выше. Он сам дважды отказался от важного поста ачарьи, предложенного ему, чтобы оставаться со своей семьей.

Именно он заявил, что между Йогой и Индуизмом есть различия. Есть фундаментальные отличия Йоги от Веданты. И если нам нужно связать их вместе то это будет примерно следующее: Йога это путь, который ведет тех, кто заинтересовался, к веданте. Веданта подразумевает много исследований и размышлений, а также требует от практикующего развивать свою бхакти (эмоциональная преданность и благодарность богу, жизнь с мыслью и смыслом в Боге — прим.пер.), а йога ведет одновременно и ум и человека к Бхакти. Веданта, в конечном итоге, является джняна марга (путь познания мира, себя, природы, смысла существования через рациональное знание — прим.пер.) и только с помощью аштанга йоги (8-ступенчатый путь познания, который предлагает Йога — прим.пер) может быть достигнуто состояние сознания, требующееся для такого знания-джняны.

Этим мы завершаем наш краткий очерк о Кришнамачарье и его Йоге. Уже от вас зависит, как оценить Учителя и его учение для себя.

 


 

Перевод с английского – Алексей Константинов.
Нам будет приятно, друзья, если при цитировании данного материла, Вы сделаете ссылку на наш сайт.