Сарасвати Рангасвами – интервью с дочерью Гуруджи

Интервью Лизы Лалер и Билла Брунделла.

 

Когда мы были в Майсоре в Индии в августе 2007 года, нам представилась замечательная возможность взять интервью у Сарасвати Рангасвами – дочери гуру Аштанга йоги, Паттабхи Джойса. Сарасвати занимается и преподает Аштанга йогу на протяжении многих лет вместе со своим отцом и сыном, Шаратом Рангасвами. Она ведет занятия в йога шале Паттабхи Джойса в Гокуламе шесть дней в неделю в помещении, в котором одновременно помещаются примерно 70 учеников. В то же время, она ответственна за ведение домашнего хозяйства своего отца. Каждый год сотни изучающих йогу приезжают в Институт исследования Аштанга Йоги, чтобы практиковать в присутствии своего Гуру и его семьи.

Сарасвати произвела небольшую йога-революцию в Майсоре, когда первая среди преподавателей-женщин стала совместно обучать йоге мужчин и женщин. Местное сообщество критиковало ее за нарушение индийской традиции разделять мужчин и женщин. Помимо этого, она стала первой женщиной, учащейся в Санскритском Колледже в Майсоре, где она изучала санскрит и йогу. В тени семьи, управляющейся мужчинами, сияет хрупкая, но сильная женщина, с блеском в глазах, обладающая знаниями, состраданием и юмором. С открытом разумом и твердой рукой она передает традиции следующему поколению учеников и преподавателей Аштанга йоги. Сарасвати уверенным шагом следует по стопам своего отца, полная решимости продолжать делиться своей страстью к йоге со всем миром.

Лиза: Вы росли с Гуруджи в качестве отца – можете рассказать что-нибудь о том, каково это – расти в йогической семье?

Сарасвати: Да, мое воспитание было очень хорошим. Семья была бедной, но полной любви. Я начала заниматься йогой, когда мне было 5 лет, но в том возрасте это было просто весельем. Мой отец помогал мне делать стойки на руках и прогибы — я играла с асанами. Прямо как мой внук Шрадда делает это сейчас. Я начала регулярно выполнять асаны, когда мне было 10, и продолжала практиковать до 22 лет. После этого я занималась практикой менее регулярно. Но в общем я практиковала интенсивно в течение семнадцати или восемнадцати лет. Когда моя мать заболела, я заботилась о ней, и было много дел, которые мне нужно было выполнять по дому. Когда мама умерла, я стала ответственной за хозяйство отца.

Лиза: Сколько Вам лет сегодня?

Сарасвати: Мне 65.

Лиза: Когда Вы начали преподавать йогу?

Сарасвати: Я начала преподавать 35 лет назад. До замужества я помогала Гуруджи, затем в 26 лет я вышла замуж и переехала с моим мужем в его дом рядом с Калькуттой. Я забеременела и родила двоих детей, и я была очень занята заботой о них и о семье моего мужа. Но когда я вернулась в Майсор, я снова начала помогать Гуруджи.

  

Лиза: Когда Вы начали вести собственные занятия?

Сарасвати: Я начала вести собственные занятия, когда моему сыну, Шарату, было 4 года (1975).

Лиза: Насколько я понимаю, Вы были первой женщиной, которая начала обучать мужчин и женщин совместно. Можете рассказать о том, как это случилось?

Сарасвати: Я начала учить мужчин и женщин вместе более десяти лет назад. До этого я учила только женщин. Традиционно, мужчины и женщины в Индии практикуют раздельно, не смотря на то, что сейчас это начало понемногу меняться. Многие люди спрашивали меня, не могла бы я начать учить также и мужчин, и я подумала – «почему нет?» Преподаватели-мужчины обучают мужчин и женщин вместе на протяжении многих лет, почему же я, как женщина, не могу сделать то же самое?

Лиза: Гуруджи с самого начала одобрял это?

Сарасвати: Да… хотя, нет, не с самого начала. Я думаю, и Гуруджи, и Шарат были не особо счастливы по этому поводу вначале. Они считали, что юноши и мужчины, которые будут приходить на мои занятия, будут стесняться, так как я женщина. Но я была упорна; это было именно то, что мне хотелось сделать. И я это сделала! Это решение было полностью моим.

Лиза: Вы работаете по многу часов каждый день. Можете описать, как выглядит Ваш обычный день?

Сарасвати: Я просыпаюсь между 3:30 и 4 часами каждое утро. Я помогаю Гуруджи с 5 часов утра, а затем веду собственные занятия до 10:30. Затем я снова преподаю между 16 и 18 часами вечера. В течение всего дня я отдыхаю, может быть, около 30 минут, не больше, так как существует множество дел, которые нужно выполнить, и телефон не умолкает ни на минуту. Кроме этого, полно забот о семье. После 18 часов я люблю просто ничего не делать. Я смотрю телевизор и ужинаю. Я стараюсь лечь спать до 22:30.

Лиза: Вы верите, что практика асан отличается или должна отличаться для мужчин и для женщин?

Сарасвати: Нет, не особо, хотя наша физиология очень различна. У женщин бывают менструации каждый месяц, и они могу забеременеть и родить ребенка. Существуют некоторые асаны, которые не очень хороши для женщин, но их не много. Важно заниматься практикой регулярно, но также важно позволять себе отдохнуть. Особенно для женщин, которые работают весь день напролет и заботятся о семье и о доме. Мужчины могут больше сосредоточиться на своей работе, а затем отдохнуть. Я думаю, для большинства женщин, которые много работают и заботятся о семье, достаточно выполнять первую серию Аштанга йоги. После регулярной практики в течение довольно долгого времени они также могут приступать ко второй серии. Некоторые женщины могут выполнять и третью серию, но я не думаю, что это так уж необходимо. Первая серия делает нас крепкими и сильными!

Лиза: Почему женщинам не следует заниматься йогой во время первых трех дней менструального цикла?

Сарасвати: Некоторым женщинам сложно практиковать в эти дни из-за боли или сильного кровотечения. Некоторые женщины много работают и им необходимо отдохнуть и расслабиться три дня в месяце – это очень важно! Для тела неблагоприятно заниматься интенсивной практикой, когда из него течет кровь. Во время этого периода женщинам не стоит делать Саламба Сарвангасану (стойку на плечах) или Ширшасану (стойку на голове). Здесь, в Индии, согласно браминской традиции женщина отдыхает в эти дни. Она не готовит еду и даже не заходит на кухню – другие женщины готовят для нее, а она ест и много спит.

Лиза: Что для Вас является самым главным из того, что должны принять во внимание женщины, практикующие Аштанга йогу?

Сарасвати: То, что нужно позволять телу отдохнуть в первые три дня этого периода, чтобы менструальный цикл не нарушался. У некоторых женщин, которые не отдыхают от практики в эти дни, менструация может исчезнуть или стать нерегулярной, и возможно им будет сложно забеременеть. Органы в теле очищаются благодаря асанам, и это очень хорошо, но не во время этих дней. Также важно правильно питаться. Многие женщины говорят, что они не хотят употреблять молочную продукцию, но женщинам, занимающимся йогой, нужно пить молоко и есть масло ги (топленое масло) дважды в день. Масло ги особенно важно, так как оно охлаждает тело. Во время практики йоги тело становится очень горячим и вы много потеете. Одной чайной ложки утром и вечером достаточно. Есть слишком много ги тоже нехорошо, и ги должно быть чистым и хорошего качества. Если вы употребляете чистое масло ги, вам не нужно беспокоиться о холестероле. Мой отец очень любит ги и раньше он употреблял его в еду немного больше, чем нужно – и я вынуждена была сказать ему прекратить это (смеется). После рождения ребенка женщина должна есть масло ги и пить молоко, чтобы восстановиться.

Лиза: Почему женщинам не следует выполнять асаны во время первых трех месяцев беременности?

Сарасвати: Все женщины разные и их беременности также проходят по-разному в начале. Некоторые чувствуют себя усталыми и испытывают тошноту, их рвет, а другие чувствуют себя хорошо. Лучше не заниматься практикой в течение трех первых месяцев, чтобы посмотреть, как протекает беременность. Даже если вы чувствуете себе сильной и здоровой, хорошо дать телу отдохнуть, так как в это время в нем происходит так много изменений. Некоторым необходимо проявить силу воли, чтобы заставить себя притормозить.

Лиза: Для некоторых западных женщин очень сложно приостановить практику на три месяца. Что бы Вы хотели сказать им?

Сарасвати: Сила воли! Они должны использовать свою силу воли и в любом случае отдохнуть! Обладая сильным умом, вы ничего не потеряете только потому, что не будете выполнять асаны в течение трех месяцев. Йога это намного больше, чем просто асаны.

Лиза: Как, по Вашему мнению, женщина должна практиковать йогу после трех первых месяцев беременности?

Сарасвати: После первых трех месяцев очень хорошо заниматься Аштанга йогой, но беременным не стоит делать все асаны. Нельзя делать скрутки, такие как Маричиасана II и IV, а также Курмасану (позу черепахи) и Супта Курмасану (позу спящей черепахи). Очень полезны для беременных Баддха Конасана (бабочка) и Упавишта Конасана (наклон сидя с широко расставленными ногами), а также прогибы. Практика во время оставшегося срока беременности делает женщину сильнее и облегчает последующие роды. Я очень ценю западных женщин, которые занимаются йогой, потому что они хотят практиковать и становиться сильными! Индийские женщины так сильно опасаются, что с беременностью что-то пойдет не так, и поэтому ничего не делают. Они не работают и проводят большую часть времени в постели, а это не очень хорошо для тела. Возможно, индийские женщины немного ленивы, а если ты хочешь заниматься йогой – нельзя быть ленивым! (смеется) Не будьте ленивыми! Я встречала много беременных женщин, когда путешествовала с Гуруджи на запад, чтобы преподавать. Многие из них приходят на занятие, даже не смотря на очень поздний срок беременности. Это замечательно, потому что чтобы родить ребенка, необходимо сильное и гибкое тело. Очень важно дыхание, как для беременной женщины, так и для ребенка, который получает больше кислорода. У меня было много учениц, которые продолжали заниматься до самого конца беременности, и они говорили, что роды прошли легче благодаря практике йоги.

Много лет назад у меня на занятиях была женщина из Канады, которая занималась до самого начала родов. Ее муж пришел ко мне, когда настало время вести ее в госпиталь, и я отвезла ее туда. Ее доктор расстроился, когда услышал, что она практиковала йогу на протяжении всей беременности, и спросил, одобряет ли это ее учитель. Канадка ответила: «Она стоит прямо за дверью, можете спросить прямо у нее». Мне пришлось объяснить доктору, что йога очень хороша для беременных женщин и что благодаря ей роды проходят легче. Беременная женщина должна думать о том, чтобы двигаться и побольше есть – но не всё подряд! Следует избегать папайя и не есть много манго. Эти фрукты поднимают температуру тела, а во время беременности не нужно становиться разгоряченной.

Лиза: Что насчет таких поз, как Саламба Сарвангасана и Ширшасана? Хорошо ли выполнять их во время беременности?

Сарасвати: Да, никаких проблем!

Лиза: Вы сами практиковали, когда были беременны?

Сарасвати: Да, да, я практиковала.

Лиза: Если беременная женщина, которая никогда раньше не занималась йогой, приходит на занятие, как Вы учите ее?

Сарасвати: Медленно, очень медленно. Она может начать с нескольких поз – Сурья Намаскар (приветствия Солнцу) и первых асан стоя. Она также может выполнять Пасчимоттанасану (позу растягивания мышц задней поверхности тела) с немного разведенными в стороны ногами, чтобы оставить пространство для живота. Баддха Конасана и Упавишта Конасана – очень хорошие и важные асаны для беременных.

Лиза: Когда лучше возобновить практику после родов?

Сарасвати: После примерно трех месяцев можно снова начинать. В Индии женщины много времени проводят в постели на протяжении первых трех месяцев после родов и принимают масляную ванну каждый день. Ребенок тоже должен принимать масляную ванну и получать массаж каждый день в течение трех или четырех месяцев. Лучше всего использовать касторовое масло – и для матери, и для ребенка.

Лиза: Что для Вас значило стать матерью и каково это – быть бабушкой?

Сарасвати: (смеется) Стать матерью значит много ответственности! Мой муж много работал и его часто не было дома, так что иногда было сложно воспитывать детей в одиночку, но в этом также было много радости! Иметь детей и становиться матерью – это хорошая йога, ум становиться очень сильным. Быть бабушкой значит для меня огромное счастье! Я очень люблю моего старшего внука, первого ребенка моей дочери, но все мои внуки делают меня очень счастливой и приносят много радости в мою жизнь.

Лиза: Почему, на Ваш взгляд, Аштанга йога так популярна среди западных женщин?

Сарасвати: Я думаю, потому что Аштанга йога – это правильный метод, включающий виньясы и контрпозы, и она принадлежит к древней традиции. Например, всегда следует делать Упавишта Конасану после Баддха Конасаны, а никак не наоборот. Многие люди учат асанам йоги без виньяс и они выполняют асаны без системы. Это неправильная йога. Многие ученики, занимающиеся Аштанга йогой, говорят, что их жизнь изменилась в лучшую сторону — и я думаю, это главная причина ее популярности.

Лиза: Какой совет Вы, как самая опытная женщина-преподаватель Аштанга йоги в мире, хотели бы дать всем западным женщинам, практикующим ее?

Сарасвати: Занимайтесь регулярно и учитесь правильному методу у компетентного учителя. Преподавание очень важно и тоже является частью йоги, но оно также очень сложно. Многие ученики начинают преподавать слишком рано. Не торопитесь. Недостаточно заниматься Аштанга йогой три или четыре месяца, а затем начать преподавать – тогда это становится просто системой по зарабатыванию денег. Это плохой способ преподавания. Сначала вы должны правильно изучить практику, и затем можете начинать преподавать.

Вы должны учиться преподавать у опытного учителя. Мой отец показал мне, как править в асанах. Поначалу я только наблюдала за ним и затем, постепенно, начинала править по одной асане. Иногда я делала ошибки, и затем должна была пытаться снова до тех пор, пока не начинала чувствовать себя более уверенной. Никто не совершенен! (смеется) Вы учитесь шаг за шагом, по одной вещи за раз. Преподавать намного сложнее, чем практиковать самому. Иногда очень важно изучать один метод у одного учителя, а не одновременно много разных методов у разных учителей. Это запутает вас. Пробуйте, пока не найдете метод и учителя, которые действительно вам понравятся, и останьтесь с ними. Если вам нравится Б. К. С. Айенгар, практикуйте его метод. Если вы хотите заниматься Аштанга йогой, идите к Паттабхи Джойсу, и так далее. Выберете один метод и одного Гуру. Это мой главный совет.

Лиза: Вы до сих пор практикуете асаны?

Сарасвати: Я больше не практикую асаны регулярно – но, конечно, я практикую время от времени. Три года назад я сломала лодыжку и с тех пор мне сложно выполнять асаны. Сейчас самое важное для меня – быть с моей семьей – особенно с моим отцом, с тех пор, как он заболел.

В течение трех последних месяцев я забочусь обо всем в доме. Гуруджи сейчас идет на поправку, но он всё еще нуждается в помощи в повседневных делах – в конце концов, ему уже 92! Мне очень нравится заботиться об отце, и я делаю это с любовью. Когда он был сильным и здоровым, он был единственным, кто заботился о семье – а сейчас настала моя очередь приглядывать за ним. Забота о моей семье является для меня лучшей практикой йоги, а преподавание и правки в той степени, в которой я занимаюсь ими сегодня, являются большой частью моей собственной практики.

Лиза: В заключение, Сарасвати, что является для Вас йогой?

Сарасвати: Ум, сильный ум. Неважно, что происходит в жизни. То, что я с помощью йоги получила сильный ум и крепкое тело, было для меня огромной помощью в жизни. Сейчас, когда мне 65, моя спина остается прямой и всё мое тело здорово. Я очень сильная, ха-ха-ха! И я принимаю всё, что приходит в мою жизнь, и хорошее, и плохое. Йога это также сила воли. Мой отец просто невероятный, он знает так много, и он прочел такое количество книг. У него очень сильная воля и могучий ум. Я не читала так много книг. Я получила знания, которыми обладаю, вместе с опытом, пришедшим с годами, и, не смотря на то, что я преподаю на протяжении многих лет, всё еще остается много вещей, которые мне хотелось бы узнать. В йоге всегда есть что-то, что можно узнавать…

Лиза: Сарасвати, огромное спасибо Вам.

Сарасвати: Да, да, и вам большое спасибо.


 

Перевод: Катя Кожевникова.